Последние новости о продолжении династии военных кораблей с именем "Грозный"

Корвет "Грозный" - пятое поколение.

Назначение и особенности корвета проекта 20380

  Корветы проекта 20380 предназначены:

  1. Для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника;
  2. Для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путём нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
  3. Для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

  В целом от имеющихся сейчас на вооружении ВМФ России противолодочных кораблей, корабль проекта 20380/20385 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем.

  Конструкторами проекта были реализованы «новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей, в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля». Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1). Особое внимание при проектировании корабля было уделено защите и повышению живучести корабля.

  Улучшенная мореходность — корабли проекта, по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов.

Конструкция

  Снижение заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах реализованы за счёт архитектурных особенностей, в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля; средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена примерно в 3 раза, по сравнению с аналогичными кораблями).

  Особое внимание при проектировании корабля было уделено защите и повышению живучести корабля; на кораблях типа «Стерегущий» реализован комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести (взрывопожаробезопасности и конструктивной защиты от воздействия оружия противника).

  Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения; это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение минимального 30-летнего жизненного цикла корабля (после капремонта продлевается).

Корпус и надстройка

  Корпус корабля — стальной гладкопалубный. Он является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, что является одной из главных его особенностей. Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25 %, а также позволили уменьшить потребную мощность его главной энергетической установки. Благодаря новой конструкции подводной части корпуса появилась возможность использовать менее мощную и одновременно более лёгкую ГЭУ, что привело к освобождению 15 - 18 % водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки корабля. При сохранении неизменными массы вооружения и ГЭУ за счёт уменьшения сопротивления движению корабля, скорость полного хода корвета может быть увеличена на 1,5 - 2 узла.

  Надстройка корабля идёт от борта до борта и выполнена из многослойных композиционных материалов (трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учётом требований малой радиолокационной заметности (так называемой технологии «стелс»).

  В кормовой части корабля, впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения, размещён ангар с взлётно-посадочной площадкой для противолодочного вертолёта полной массой до 12 тонн Ка-27, там же имеется и значительный (до 20 т) запас топлива для него.

  Начиная с первого серийного корабля «Сообразительный» были «реализованы решения генерального заказчика, касающиеся вооружения, общекорабельных систем, комплекса связи, систем автоматики. В ходе реализации проекта значительно изменились конструкции корпуса и надстройки корабля».

Главная энергетическая установка

  Главная энергетическая установка (ГЭУ) проекта 20380 представляет собой два двухвальных дизель-дизельных агрегата ДДА-12 000, созданный совместно специалистами АО «Коломенский завод» (поставка дизелей и агрегата в целом) и ПАО «Звезда» (поставка редукторной передачи) по заказу ФГУП «Центральное морское конструкторское бюро „Алмаз“» для Военно-морского флота России и успешно прошедших межведомственные испытания в 2006 году. Один ДДА-12 000 состоит из 2-х дизелей 10Д49 (по 5200 л.с.) и двух реверс-редукторных агрегатов, локальная система управления НПО «Аврора». Два двухвальных дизель-дизельных агрегата ДДА-12 000 обеспечивают на режимах реверсирования высокую мощность при минимальных расходах топлива и масла, они оснащёны современной микропроцессорной системой управления и контроля основных параметров работы. Через суммирующие реверсивные редукторы двигательные агрегаты работают на два винта фиксированного шага, а 4 дизель-генератора ДГА-630 мощностью по 630 КВт каждый, обеспечивают потребителей электроэнергией напряжением 380 В (50 Гц).

  За счёт уменьшения уровня шумов механизмов его ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне — впервые в практике российского судостроения на надводном корабле применили технологии, отработанные ранее на российских атомных ПЛ последнего поколения.

  Ресурс двигателя до 50 000 часов

  При скорости экономического хода 14 узлов (полная — 27 узлов) дальность автономного плавания корвета 4000 морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолёта составляет 100 человек (в т. ч.14 офицеров).

Вооружение

  Вооружение кораблей проекта 20380 включает в себя комплексы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты.

Противокорабельный комплекс

  Основой противокорабельного вооружения проекта является противокорабельный ракетный комплекс «Уран» в составе двух четырёхконтейнерных наклонных пусковых установок с боекомплектом из 8 противокорабельных ракет Х-35У с дальностью стрельбы до 260 км. Контейнерные пусковые установки расположены поперёк диаметральной плоскости в средней части корпуса.

Зенитный ракетный комплекс

  Противовоздушная оборона корабля реализуется за счёт боевых возможностей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик-М» (на баке), переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» (для запуска с плеча) и двух шестиствольных 30 мм артиллерийских установок АК-630М (в корме). Дальность стрельбы ракетами ЗРАК «Кортик-М» достигает 10 км.

  На серийных кораблях вместо ЗРАК «Кортик-М» устанавливается ЗРК «Редут» (ЗУР 9М96М, 9М96Е или 9М100) в ВПУ — 12 ячеек (3 модуля по 4 ячейки)

Артиллерия

  Артиллерийское вооружение кораблей типа представлено универсальной 100 мм артустановкой А-190 «Универсал» с максимальной скорострельностью 80 выстрелов в минуту, дальностью стрельбы 21,3 км, досягаемостью по высоте — 15 км и боезапасом в 332 выстрела. Управление огнём корабельной артиллерии осуществляется с помощью системы управления артиллерийским огнём 5П-10-02 «Пума». Антенный пост системы размещён на носовой надстройке.

Противоторпедное, противолодочное и противодиверсантное вооружение

  Система противоторпедной защиты корабля «Пакет-НК» состоит из двух четырёхтрубных 330 (324) мм аппаратов, расположенных побортно в лацпортахТорпеды, запускаемые из торпедных аппаратов, могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Для обнаружения и уничтожения подводных лодок на корвете предусмотрен вертолёт постоянного базирования Ка-27ПЛ.

  В целях ближней самообороны от пиратов или подводных диверсантов на кораблях проекта 20380 установлены две тумбовые 14,5 мм пулемётные установки и два противодиверсионных гранатомёта ДП-64.

Радиотехническое вооружение

  Радиотехническое вооружение корабля, кроме БИУС «Сигма», включает радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2»; РЛС целеуказания управляемых ракет «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещённом с конструкцией фок-мачты; две навигационных РЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяжённой буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации. Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый» (две между вертолётной площадкой и ангаром и две позади АУ А-190).

  Целям обеспечения радионавигации противолодочного вертолёта служат смонтированные на крыше вертолётного ангара антенные посты станции ОСПВ-20380.

  Станция помех ТК-25

  • диапазон 64- 2000 МГц
  • обнаружение до 256 целей
  • каталог станций РЛС −1000
  • одновременная помеха до 4 РЛС
  • снижение вероятности поражения корабля до 3 раз

Авиация

  В кормовой части корабля имеется ангар с взлётно-посадочной площадкой для противолодочного вертолёта Ка-27. Запас топлива для него составляет до 20 тонн.

Модернизация

  Начиная со второго корпуса в проект внесены отдельные изменения. ЗРАК «Кортик-М» заменён на новый ЗРК средней дальности с установками вертикального пуска, а с восьмого планируется провести замену противокорабельного комплекса «Уран» — на «Оникс» или «Калибр» также с УВП.

  Начиная с девятого корпуса, на кораблях устанавливается новая фок-мачта, конструктивно схожая с устанавливаемой на кораблях проекта 20385. На поверхности такой конструкции будут располагаться три антенных полотна комплекса ЗРК[

 

Скопировано из сайта Википедия