23 февраля 1960 года на Ленинградском судостроительном заводе имени А.А. Жданова был заложен головной эскадренный миноносец, получивший наименование "Грозный".

Председатель Совета ветеранов РКР «Грозный» Владимир Рындин из Севастополя предлагает нашему вниманию статью об этом знаменательном событии в жизни нашего крейсера:


Посвящается 60-летию закладки ракетного крейсера «Грозный – головного корабля проекта 58.

Потомству в пример, наградить…посмертно

«…Я верю, друзья…на пыльных дорожках далеких планет останутся наши следы…».

Да, мы верим, поэтому ветераны ракетного крейсера «Грозный» и задают вопрос – а какие следы в истории Отечества, Флота оставили мы?

В Севастополе, на Приморском бульваре к 50-летию окончания Крымской войны сооружен величественный Памятник затопленным кораблям, а ранее напротив него, на Матросском бульваре – памятник командиру брига «Меркурий» с надписью «Потомству – в пример». Ветераны считают, эта надпись – напутствие, приказ всем морякам, как надо служить во славу Российского флота.

Ну, а Памятник, он не только Затопленным, но и Погибшим… В конце 1854 года было затоплено 6, потом 7, а с уходом русских войск с Южной стороны – и все остальные корабли. Среди них - и военный пароход «Грозный».

Он был заложен в 1842 году в Николаевском адмиралтействе, принимал участие в Крымской войне, оказывал огневую поддержку защитникам города. Это и ему Памятник Затопленным и Погибшим кораблям, они погибли, не спустив флага и не пропустив врага в Севастополь. Также поступили моряки с политруком Фильченковым, легли под фашистские танки, не пропустив в Севастополь.

Но награда 150 лет назад не нашла героев и Памятник можно назвать еще как Памятник Забытых кораблей.

Когда в 1966 году в Севастополь прибыл возрожденный уже ракетный крейсер «Грозный», я неоднократно обращался к чиновникам с просьбой: установить памятную доску с именами кораблей. Этого не сделали наши предки, полагая, что в начале ХХ века еще были живы участники Крымской войны, хорошо помнившие имена затопленных кораблей. А нынешние чиновники отвечают, что кому интересно – пусть идут в библиотеку и читают в путеводителях. Не только смешно, но и грустно. Трудно себе представить, сколько человек из миллионов туристов, побывавших в Севастополе и интересовавшихся его историей дошли до той библиотеки.

А ведь эти корабли уже 150 лет назад воевали против половины Европы, почти как современного НАТО, не только на Черном море, но и на Балтике и Дальнем востоке.

Российский флот в те времена соблюдал традиционную передачу названий кораблей, пришедших на замену участникам боевых действий.

В 1903 году на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге был заложен миноносец «Грозный», который спущен на воду в 1904 году.

снимок «Грозного» 1904 года постройки

Пройдя 18 тысяч миль, участвовал в Русско-Японской войне, в Цусимском сражении, успешно выиграл бой с японским миноносцем «Кагеро». Не смотра на то, что в целом царский флот потерпел поражение в этом сражении, миноносец «Грозный», вернулся во Владивосток непобежденным. Написанная позже песня … «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», благодаря мужеству и самоотверженности экипажа, была посвящена и ему.

Программа военного кораблестроения СССР предусматривала строительство большого количества боевых кораблей, в том числе 40 эсминцев нового, современного ВМФ. В Ленинграде на заводе имени А.Жданова 21 декабря 1935 года был заложен эскадренный миноносец «Грозный» заводской №502 и была продолжена замечательная традиция отечественного флота – передача «новостройке» наименования кораблей, вписавших яркие страницы в летопись истории Флота.

снимок «Грозного» 1936 года постройки

Эсминец «Грозный» в камуфляжной окраске, 1942—1943 гг.

31 июля 1936 года корабль спущен на воду, а 24 февраля 1938 года на нем был поднят Военно-Морской Флаг СССР и «Грозный» вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. В том же году был переведен по Беломоро-Балтийскому каналу в г. Полярный и вошел в состав Северного флота для его усиления.

В 1939-1940 годах участвовал в войне с белофиннами, встречал героев-полярников ледокола «Седов».

С 22 июня 1941 года эскадренный миноносец «Грозный» принимал активное участие в боевых действиях на Северном театре Великой Отечественной Войны – постановка минных заграждений, сопровождение конвоев, огневая поддержка береговых операций.

За боевые заслуги корабль-фронтовик награжден орденом «Красного знамени». В середине 50-х годов, в новую эпоху ракетного и ядерного оружия эсминец морально устарел, экипаж был расформирован. Но «Грозный» еще послужил Отечеству как опытное судно и погиб на боевом посту на Новой Земле при испытании ядерного оружия.

Не смотря на некоторые негативные оценки роли флота со стороны военно-политических руководителей страны в послевоенный период, все же победили идеи Наркома ВМФ адмирала Н.И.Кузнецова. Флот, после резки крейсеров, начал возрождаться.

23 февраля 1960 года на Ленинградском судостроительном заводе имени А.Жданова был заложен головной корабль проекта 58. Вновь традиции русского флота были соблюдены и корабль получил действительное наименование «Грозный». В истории Отечества за 150 лет он стал четвертым!

снимок «Грозного» 1960 года постройки

Ракетный крейсер «Грозный» проекта 58, ставший кораблем, опередившим свое время, носителем ракетно-ядерного оружия, верно служил Отечеству с 1960 по 1991 годы на Черноморском, балтийском и Северном флотах. Прошел 14 боевых служб, посетил 20 стран Африки, Восточной Европы, Кубы. Дважды призы за стрельбы крылатыми ракетами у него оставлены навечно.

Корабль-дипломат и участник боевых действий во времена «холодной войны» наши «заклятые друзья» называли «убийцей авианосцев», у них тогда не было грозненских ракет и это вызывало страх.

3 декабря 1965 года «Грозный» посетил Первый космонавт мира Ю. А. Гагарин, который осмотрел корабль, встретился с моряками и его приняли почетным членом экипажа. В книге почетных гостей он написал: … «Корабль достоин уважения и гордости за наш Военно-Морской флот…».

На корабле с 1943 года служил рулевым-сигнальщиком матрос Валентин Саввич Пикуль, ставший впоследствии известным и любимым писателем-маринистом, в 70-е годы его также приняли почетным матросом экипажа «Грозного».

Прошло 60 лет со времени закладки последнего корабля с наименованием «Грозный» и самое время было бы подвести итоги за более 170 лет участия кораблей с этим наименованием во всех войнах России за этот период, роли и места «Грозного» в истории отечественного Флота.

Пусть историки любой масти вспоминают еще кого-то, а сейчас ветераны-грозненцы уже не один год пытаются восстановить несправедливость и присвоить новостроящемуся кораблю это почетное наименование. На их обращения ответ чиновников Министерства обороны и ВМФ РФ краток. «Ваши предложения будут учтены в ходе дальнейшего переоснащения Вооруженных Сил РФ. …в настоящее время строящиеся и спланированные к строительству корабли уже имеют действительные наименования…».

Это большой список заслуженных адмиралов, городов и весей страны, как награда за их заслуги. Не ставя под сомнение эти заслуги перед Отечеством, хотелось бы соизмерить их в сравнении с историей всех поколений корабля «Грозный» и десятки тысяч потомков их экипажей.

P.S. В первом приказе по формированию экипажа «Грозного» в исторической справке ЦКБ-53 и завода:

…Командир корабля капитан 2 ранга В. Лапенков, зам.командира по политической части капитан 2 ранга В.Ворыхалов, командир первой группы матросов старший лейтенант В. Рындин.

Сентябрь 1960 год

Председатель Совета ветеранов РКР «Грозный»

Владимир Рындин

294

1 комментарий

Николай
04.03.2020 10:19
Нам Грозненцам есть чем гордиться.Я считаю честью, что служил на ГРОЗНОМ.
Загрузка...