Эскадренный миноносец "Грозный"


В составе Второй Тихоокеанской эскадры

13 июля 1903 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в июне 1903 года заложен на судоверфи Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 6 июля 1904 года, вступил в строй осенью 1904 года.

Вошёл в состав «Догоняющего отряда» капитана 1 ранга Л.Ф.Добротворского и 3 ноября 1904 года покинул Либаву под командованием капитана 2 ранга К.К.Андржиевского. Во время перехода у Скагена «Грозный» во время шторма сорвало с якоря, и его пришлось ремонтировать в Шербуре. 1 февраля 1905 года в составе отряда соединился с главными силами Второй Тихоокеанской эскадры, войдя в состав 2-ого отделения миноносцев.

Во время Цусимского сражения 14 мая держался на левом, нестреляющем борту русских броненосцев. Принял участие в спасении людей со вспомогательного крейсера «Урал», взяв на борт 10 человек. На рассвете «Грозный» у выхода из Корейского пролива присоединился к миноносцу «Бедовый», на котором находился раненый адмирал 3.П.Рожественский. У острова Дажелет русские миноносцы были замечены с японских „истребителей" «Сазанами» и «Кагеро», которые сразу устремились в погоню. Увеличив ход, «Грозный» приблизился к «Бедовому», с которого последовало приказание идти во Владивосток. На вопрос командира «Грозного», почему не принять бой, ответа не последовало. В этот момент японские корабли открыли огонь, и «Грозный» в 4 часа 45 минут начал уходить от противника. Миноносец «Бедовый» поднял флаг Красного Креста и белый флаг.

В погоню за «Грозным» отправился японский миноносец «Кагеро». На расстоянии около 6 тысяч метров завязалась перестрелка, затем дистанция уменьшилась до3800 метров. Несмотря на ряд попаданий в русский миноносец, к 6 часам вечера расстояние вновь увеличилось до 6 тысяч метров и «Кагеро» отказался от погони. По данным русских источников, «Кагеро» прекратил погоню после нескольких попаданий в него. По свидетельствам очевидцев, на «Кагеро» была сбита труба и имелся крен[1]. На «Грозном» было 6 пробоин, из них одна подводная, убито 4 и ранено 3 человека, в том числе командир.

Экипаж миноносца "Грозный" после Цусимского боя, 1905 г. (Вадим Парнюгин)

Подпись: "Мой прадед Образцов Иван Павлович, участник Цусимского сражения 1905 г., воевал на миноносце "Грозный" (одном из трех уцелевших после Цусимского боя кораблей). Надпись на оборотной стороне фотографии (расшифровать удалось не все): "Мы только что прибыли во Владивосток из Цусимского боя. Флаг приспущен для убитых. Вот какие у нас лица после такого плавания и такого боя. ...(?) держит флаг офицер ...(?) наши убитые".

После боя «Грозный» отправился во Владивосток экономическим ходом, однако угля не хватило и пришлось сжечь в топках все деревянные вещи - рундуки, шлюпки и даже угольные мешки. 16 мая миноносец прибыл во Владивосток, где был встречен кораблями Владивостокского отряда. Таким образом, «Грозный» стал одним из трех кораблей Второй Тихоокеанской эскадры, достигших Владивостока после боя.

В сентябре 1905 года «Грозный» в составе отряда русских кораблей встретился с японской эскадрой, для совещания по вопросам перехода от военного положения к мирному.

Служба в Сибирской флотилии

6 ноября 1905 года «Грозный» был перечислен в состав Сибирской флотилии. В 1910 году прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов во Владивостокском порту с заменой листов палубного настила и трубок в котлах. В 1913 году был перевооружен. В ноябре 1916 года эсминец «Грозный» был переведен в резерв. Осенью 1917 года вместе с эсминцем «Бойкий» он ушел в заграничное учебное плавание, сопровождая вспомогательный крейсер «Орёл» с гардемаринами на борту.12 декабря 1917 года вошел в состав Красной Сибирской флотилии. С весны 1918 года находился во Владивостокском военном порту на хранении.

После освобождения Владивостока от интервентов в строй не вводился. 31 мая 1923 года сдан Комгосфондов для реализации и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

4099

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...