Эскадренный миноносец проекта 7 "Грозный"
6 марта 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования по борьбе с немецко-фашистскими захватчиками эсминец «Грозный» был награждён орденом Красного Знамени.
В трудное для Родины время личный состав эсминца «Грозный», проявляя мужество и героизм, с честью выполнял задачи, поставленные перед ним командованием Северного флота.
Из официальной сводки известно: «Эскадренный миноносец «Грозный» отконвоировал без потерь около 800 отечественных транспортных судов, сбил 6 самолётов противника, атаковал 3 немецких подводных лодки, прошёл более 50 тысяч миль».
Эсминец «Грозный» был заложен 21 декабря 1935 годав Ленинграде на заводе №190 (имени Жданова, заводской № 502), спущен на воду 31 июля 1936 года, вступил в строй 9 декабря 1938 года и вошел в состав Балтийского флота.
После недолгого нахождения в составе Балтийского флота «Грозный» по Беломорско-Балтийскому каналу прибыл на Север и 26 июня 1939 года вошел в строй Северного флота. Занимался боевой подготовкой, а 1 апреля 1940 года встал на гарантийный ремонт на заводе № 402 (г. Молотовск, ныне Северодвинск), который завершился только 20 июля 1941 года – через месяц после начала войны.
В документах Главного штаба ВМФ отмечалось, что уровень подготовки экипажа эсминца к тому времени был недостаточным. Поэтому первоначально его включили в состав Беломорской флотилии. Он принимал участие в минных постановках и в эскортировании судов по Белому морю. 29 сентября 1941 года эсминец включили в состав дивизиона эскадренных миноносцев Северного флота и перевели в Полярный.
19 октября, 2,3 и 10 ноября и 21 декабря «Грозный» выходил на обстрелы вражеских сухопутных позиций, выпустив 480 130-мм (202 фугасных и 278 фугасно-осколочных) снарядов. Операции осуществлялись в сложных походных условиях. Особенно тяжелым был поход 24-25 декабря, когда 7-балльная волна вызывала качку до 45°, а на палубе образовался слой льда толщиной 50-60 см. Корпус эсминца получил ряд повреждений (в частности, трещина в верхней палубе в районе 189-го шпангоута, трещины в сварных швах и прочее).
После планово-предупредительного ремонта в январе 1942 года «Грозный» занимался конвоированием транспортов, а 6 марта в штормовых условиях оказывал помощь эсминцу «Громкий», оставшемуся в море без топлива. Перекачав на систершип 117т мазута, «Грозный» на обратном пути шквалом ураганной силы был снесен с курса и сел кормой на камни острова Олений. Утром следующего дня к «Грозному» подошли буксиры № 23 и «Память Руслана». Эсминец удалось снять с мели, но затем буксир лопнул, и корабль вновь ударился о камни, повредив себе винт. Когда же, наконец, удалось покинуть опасный район, скорость «Грозного» составляла всего 7 узлов. По пути в базу эсминец трижды атаковали немецкие самолеты, но, к счастью, бомбы разрывались не ближе чем в 60 м. 8 марта «Грозный» остался без топлива, и лишь после приема 117т мазута с танкера «Юкагир» смог добраться до Ваенги. 20 марта он перешел в Мурманск. Здесь его поставили на ремонт, сначала в плавучий док, затем к стенке Северной судостроительной верфи.
9 мая «Грозный» прошел ходовые испытания, и с конца мая активно участвовал в охране конвоев от воздушных налетов и подводных лодок противника. 27 июня он дважды атаковал немецкую субмарину, сбросив на нее две серии глубинных бомб, после чего на поверхности воды появились масляные пятна.
В тяжелое положение попал «Грозный» 10 июля 1942 года. Вместе с эсминцами «Гремящий» и «Сокрушительным» он оказался в зоне мощного льда и был вынужден снизить скорость до 6 узлов. В этот момент появились бомбардировщики «Юнкерс-88» и сбросили на наши корабли 16 бомб. К счастью, немцы промахнулись, но и наш ответный зенитный огонь результатов не дал.
В августе «Грозный» встал на ремонт в Ваенге. Выяснилось, что котлы эсминца нуждаются в смене трубок. Он перешел в Мурманск, где его ремонтировали до марта 1943 года. Затем корабль занимался преимущественно конвоированием союзных транспортов. 8 мая «Грозный» получил незначительные повреждения от разрыва бомбы в 10-15 м от правого борта.
Всего с начала войны до 1 октября 1943 года «Грозный» совершил 51 поход, пройдя 34 064 мили за 2378 ходовых часов. Эсминец отразил 51 воздушную атаку, выпустив по самолетам 114 130-мм, 808 76-мм, 3042 37-мм снарядов и 3103 12,7-мм пуль, сбив при этом 6 вражеских бомбардировщиков. «Грозный» выполнил 3 минные постановки, поставив 134 мины (80 обр.1908 г., 35 КБ-2 и 19 КБ-3), в ходе противолодочных атак сбросил 52 больших и 36 малых глубинных бомб. Потери экипажа за этот же период составили 2 человека – их смыло за борт.
В дальнейшем, ближе к концу войны, эсминец использовали меньше, в основном для эскортирования конвоев. Суммарное число пройденных за годы войны миль – около 50 000.
6 марта 1945 года «Грозный» награжден орденом Красного Знамени.
Прошел капитальный ремонт с 27 марта 1948 года по 31 декабря 1954 года. 17 февраля 1956 года выведен из боевого состава ВМФ. 27 декабря 1956 года переклассифицирован в опытовое судно ОС-3. Участвовал в ядерных испытаниях 7 сентября 1957 года. В октябре 1957 года затоплен на мелководье у берегов Новой Земли, где находится по сей день.
Тактико-технические данные «Грозный»
Водоизмещение нормальное, т 1657
Водоизмещение полное, т 2039
Длина наибольшая, м 113,0
Ширина наибольшая, м 10,2
Осадка максимальная, м 3,27
Паротурбинная установка общей мощностью, л. с 50500
Винтов, шт. 2
Скорость хода полная, узлов 39
Скорость хода экономическая, узлов 20
Дальность плавания экономическим ходом, миль 2800
Топливо (нормальный запас), т мазута 350
Топливо (наибольший запас), т мазута 535
Экипаж в мирное время, чел. 197
Артиллерийское вооружение на1941 г.: 4 – 130/50-мм Б-13; 2 – 76/55-мм 34К; 2 – 45-мм 21 К. К 1944 г. эсминцы получили 37-мм автоматы 70К и 12,7-мм пулеметы ДШК, а также различные импортные автоматы калибра 12,7 –20 мм. Торпедное вооружение: 2 трехтрубных 53-см ТА типа 1-Н
Запас торпед, шт. = 12
Мины: принимал на палубу 88 мин обр.5912 г. или 60 мин обр.1926 г., или 56 мин КБ. В 1943 – 1944 гг. установлено по два бомбомета БМБ-1.
Экипаж эсминца "Грозный"
Командир БЧ–5 эскадренного миноносца "Грозный", инженер-капитан-лейтенант Румянцев Николай Иванович, Северный флот, 1941 - 1942 гг.. Принимал участие в трёх набеговых и 25 конвойных операциях союзных и отечественных кораблей. В начале 1943 года на эсминце вместе с Румянцевым Н. И. рулевым-сигнальщиком служил будущий знаменитый писатель Валентин Саввич Пикуль. Николай Иванович, как всегда, Красавец! Низкий поклон и светлая память...
В 1957 году капитан 2 ранга-инженер Румянцев был назначен начальником паросилового факультета, а с 26 декабря 1959 года — начальником Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища в городе Пушкин.
В 1971 году присвоено звание вице-адмирал-инженер.
С марта 1971 года был председателем Учёного Совету по приёму к защите диссертаций и утверждению учёной степени кандидата технических наук по двум специальностям: вооружение и военная техника и автоматическое управление и регулирование.
В сентябре 1975 года уволен в запас.
Умер 8 июня 1992 года. Похоронен на Казанском кладбище в г. Пушкине, в черте Санкт-Петербурга.
______________________________________________________________________________________________________________
В 1943 году Валентин Пикуль окончил школу юнг на Соловецких островах (был юнгой первого набора) по специальности «рулевой-сигнальщик» и был отправлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, где прослужил до конца войны.
На ркр "Грозном" было общекорабельное собрание, на котором секретарь комсомольской организации корабля капитан-лейтенант Александр Александрович Пенкин предложил избрать Валентина Саввича почетным членом экипажа. Ему было отправлено официальное приглашение командования флота и городских властей посетить город-герой Севастополь Умельцы изготовили макет крейсера «Грозный», приготовили и другие памятные подарки писателю. В ответном письме со свойственным ему юмором он писал « Думаю о подарках с "Грозного". Ежели они подарили мне торпеду или ракету, то это весьма кстати - у меня в коридоре еще есть место для размещения даров » В свою очередь, Валентин Саввич прислал в корабельную библиотеку свои две первые книги. Пикуль так и не воспользовался приглашением ...
______________________________________________________________________________________________________________
Капитанец Иван Матвеевич (10.01.1928-25.09.2018)
Он родился 10 января 1928 г. в крестьянской семье на хуторе Неклюдовка Кашарского района Ростовской области. Ему выпала доля вместе со страной испытать лишения военного лихолетья и радость Великой Победы, огорчения невосполнимых утрат и торжество возрождения из пепла, национальную гордость быть гражданином СССР.
Окончив в 1950 году Каспийское Краснознамённое военно-морское училище им. С.М. Кирова, Иван Матвеевич благодаря высоким человеческим качествам, организаторскому таланту, незаурядным способностям и творческому подходу к боевой, тактической и оперативной подготовке кораблей и соединений, напряжённому ратному труду прошёл путь самоотверженного служения Советскому Союзу и России от командира артиллерийской боевой части эсминца «Грозный» Северного флота до первого заместителя главнокомандующего ВМФ СССР - РФ.
Он учился в Военно-морской академии и Военной академии Генерального штаба ВС СССР. Был командующим на двух флотах – Северном и Балтийском. В обстановке «холодной войны» он многое сделал для строительства и развития Советского и Российского ВМФ, для подготовки и воспитания офицеров флота, благодарных ему за замечательную школу флотского мастерства, мужества и патриотизма.
Присущая ему твёрдость руководства в сочетании с доброжелательным и уважительным отношением к людям, активная общественная деятельность в высших государственных и партийных органах союзных Республик и СССР снискали ему непреходящий авторитет и уважение на кораблях и в частях ВМФ.
___________________________________________________________________________________________________________
Балбуцкий Михаил Кузьмич (14.10.1926-31.08.2017)
Михаил Балбуцкий в 1943-1948 гг. служил на эсминце «Грозный» дальномерщиком-визирщиком в Баренцевом море. Задания кораблям давались следующие: выходить на поиск подводных лодок, которых было до 60 штук в Баренцевом море. Акустики слушали подводные шумы, и, уловив шум чужих винтов, сбрасывали в воду глубинную бомбу. Если что-то всплывало (масляные пятна, вещи, обломки), корабль возвращался на базу, делал холостой выстрел, оповещая таким образом население об очередной подбитой подлодке. На штурманской рубке вывешивалась цифра, равная количеству ликвидированных кораблем немецких подлодок. Кроме этого, матросы миноносца отражали нападение самолетов с помощью зенитных орудий, а когда советские части наступали на фашистов по берегу, с корабля вели обстрел противников, чтобы дать нашим пройти. И все же основной задачей «Грозного» было сопровождение от границы до базы торговых судов с продуктами и оружием из Америки и Англии. Питались хорошо: моряков всегда кормили лучше, чем солдат из других родов войск.
Комментарии