Корабли-предшественники ркр "Грозный"


Военный пароход «Грозный»


Эскадренный миноносец «Грозный»

В составе Второй Тихоокеанской эскадры

13 июля 1903 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в июне 1903 года заложен на судоверфи Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 6 июля 1904 года, вступил в строй осенью 1904 года.

Вошёл в состав «Догоняющего отряда» капитана 1 ранга Л.Ф.Добротворского и 3 ноября 1904 года покинул Либаву под командованием капитана 2 ранга К.К.Андржиевского. Во время перехода у Скагена «Грозный» во время шторма сорвало с якоря, и его пришлось ремонтировать в Шербуре. 1 февраля 1905 года в составе отряда соединился с главными силами Второй Тихоокеанской эскадры, войдя в состав 2-ого отделения миноносцев.

Во время Цусимского сражения 14 мая держался на левом, нестреляющем борту русских броненосцев. Принял участие в спасении людей со вспомогательного крейсера «Урал», взяв на борт 10 человек. На рассвете «Грозный» у выхода из Корейского пролива присоединился к миноносцу «Бедовый», на котором находился раненый адмирал 3.П.Рожественский. У острова Дажелет русские миноносцы были замечены с японских „истребителей" «Сазанами» и «Кагеро», которые сразу устремились в погоню. Увеличив ход, «Грозный» приблизился к «Бедовому», с которого последовало приказание идти во Владивосток. На вопрос командира «Грозного», почему не принять бой, ответа не последовало. В этот момент японские корабли открыли огонь, и «Грозный» в 4 часа 45 минут начал уходить от противника. Миноносец «Бедовый» поднял флаг Красного Креста и белый флаг.

В погоню за «Грозным» отправился японский миноносец «Кагеро». На расстоянии около 6 тысяч метров завязалась перестрелка, затем дистанция уменьшилась до3800 метров. Несмотря на ряд попаданий в русский миноносец, к 6 часам вечера расстояние вновь увеличилось до 6 тысяч метров и «Кагеро» отказался от погони. По данным русских источников, «Кагеро» прекратил погоню после нескольких попаданий в него. По свидетельствам очевидцев, на «Кагеро» была сбита труба и имелся крен[1]. На «Грозном» было 6 пробоин, из них одна подводная, убито 4 и ранено 3 человека, в том числе командир.

Экипаж миноносца "Грозный" после Цусимского боя, 1905 г. (Вадим Парнюгин)

Подпись: "Мой прадед Образцов Иван Павлович, участник Цусимского сражения 1905 г., воевал на миноносце "Грозный" (одном из трех уцелевших после Цусимского боя кораблей). Надпись на оборотной стороне фотографии (расшифровать удалось не все): "Мы только что прибыли во Владивосток из Цусимского боя. Флаг приспущен для убитых. Вот какие у нас лица после такого плавания и такого боя. ...(?) держит флаг офицер ...(?) наши убитые" (ссылка на источник)

После боя «Грозный» отправился во Владивосток экономическим ходом, однако угля не хватило и пришлось сжечь в топках все деревянные вещи - рундуки, шлюпки и даже угольные мешки. 16 мая миноносец прибыл во Владивосток, где был встречен кораблями Владивостокского отряда. Таким образом, «Грозный» стал одним из трех кораблей Второй Тихоокеанской эскадры, достигших Владивостока после боя.

В сентябре 1905 года «Грозный» в составе отряда русских кораблей встретился с японской эскадрой, для совещания по вопросам перехода от военного положения к мирному.

Служба в Сибирской флотилии

6 ноября 1905 года «Грозный» был перечислен в состав Сибирской флотилии. В 1910 году прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов во Владивостокском порту с заменой листов палубного настила и трубок в котлах. В 1913 году был перевооружен. В ноябре 1916 года эсминец «Грозный» был переведен в резерв. Осенью 1917 года вместе с эсминцем «Бойкий» он ушел в заграничное учебное плавание, сопровождаявспомогательный крейсер «Орёл» с гардемаринами на борту.12 декабря 1917 года вошел в состав Красной Сибирской флотилии. С весны 1918 годанаходился во Владивостокском военном порту на хранении.

После освобождения Владивостока от интервентов в строй не вводился. 31 мая 1923 года сдан Комгосфондов для реализации и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.


Эскадренный миноносец проекта 7 «Грозный»


Эсминец «Грозный» в камуфляжной окраске, 1942—1943 гг.

Эсминец «Грозный» был заложен 21 декабря 1935 годав Ленинграде на заводе №190 (имени Жданова, заводской № 502), спущен на воду 31 июля 1936 года, вступил в строй 9 декабря 1938 года и вошел в состав Балтийского флота.

После недолгого нахождения в составе Балтийского флота «Грозный» по Беломорско-Балтийскому каналу прибыл на Север и 26 июня 1939 года вошел в строй Северного флота. Занимался боевой подготовкой, а 1 апреля 1940 года встал на гарантийный ремонт на заводе № 402 (г. Молотовск, ныне Северодвинск), который завершился только 20 июля 1941 года – через месяц после начала войны.

В документах Главного штаба ВМФ отмечалось, что уровень подготовки экипажа эсминца к тому времени был недостаточным. Поэтому первоначально его включили в состав Беломорской флотилии. Он принимал участие в минных постановках и в эскортировании судов по Белому морю. 29 сентября 1941 года эсминец включили в состав дивизиона эскадренных миноносцев Северного флота и перевели в Полярный.

19 октября, 2,3 и 10 ноября и 21 декабря «Грозный» выходил на обстрелы вражеских сухопутных позиций, выпустив 480 130-мм (202 фугасных и 278 фугасно-осколочных) снарядов. Операции осуществлялись в сложных походных условиях. Особенно тяжелым был поход 24-25 декабря, когда 7-балльная волна вызывала качку до 45°, а на палубе образовался слой льда толщиной 50-60 см. Корпус эсминца получил ряд повреждений (в частности, трещина в верхней палубе в районе 189-го шпангоута, трещины в сварных швах и прочее).

После планово-предупредительного ремонта в январе 1942 года «Грозный» занимался конвоированием транспортов, а 6 марта в штормовых условиях оказывал помощь эсминцу «Громкий», оставшемуся в море без топлива. Перекачав на систершип 117т мазута, «Грозный» на обратном пути шквалом ураганной силы был снесен с курса и сел кормой на камни острова Олений. Утром следующего дня к «Грозному» подошли буксиры № 23 и «Память Руслана». Эсминец удалось снять с мели, но затем буксир лопнул, и корабль вновь ударился о камни, повредив себе винт. Когда же, наконец, удалось покинуть опасный район, скорость «Грозного» составляла всего 7 узлов. По пути в базу эсминец трижды атаковали немецкие самолеты, но, к счастью, бомбы разрывались не ближе чем в 60 м. 8 марта «Грозный» остался без топлива, и лишь после приема 117т мазута с танкера «Юкагир» смог добраться до Ваенги. 20 марта он перешел в Мурманск. Здесь его поставили на ремонт, сначала в плавучий док, затем к стенке Северной судостроительной верфи.

9 мая «Грозный» прошел ходовые испытания, и с конца мая активно участвовал в охране конвоев от воздушных налетов и подводных лодок противника. 27 июня он дважды атаковал немецкую субмарину, сбросив на нее две серии глубинных бомб, после чего на поверхности воды появились масляные пятна.

В тяжелое положение попал «Грозный» 10 июля 1942 года. Вместе с эсминцами «Гремящий» и «Сокрушительным» он оказался в зоне мощного льда и был вынужден снизить скорость до 6 узлов. В этот момент появились бомбардировщики «Юнкерс-88» и сбросили на наши корабли 16 бомб. К счастью, немцы промахнулись, но и наш ответный зенитный огонь результатов не дал.

В августе «Грозный» встал на ремонт в Ваенге. Выяснилось, что котлы эсминца нуждаются в смене трубок. Он перешел в Мурманск, где его ремонтировали до марта 1943 года. Затем корабль занимался преимущественно конвоированием союзных транспортов. 8 мая «Грозный» получил незначительные повреждения от разрыва бомбы в 10-15 м от правого борта.

Всего с начала войны до 1 октября 1943 года «Грозный» совершил 51 поход, пройдя 34 064 мили за 2378 ходовых часов. Эсминец отразил 51 воздушную атаку, выпустив по самолетам 114 130-мм, 808 76-мм, 3042 37-мм снарядов и 3103 12,7-мм пуль, сбив при этом 6 вражеских бомбардировщиков. «Грозный» выполнил 3 минные постановки, поставив 134 мины (80 обр.1908 г., 35 КБ-2 и 19 КБ-3), в ходе противолодочных атак сбросил 52 больших и 36 малых глубинных бомб. Потери экипажа за этот же период составили 2 человека – их смыло за борт.

В дальнейшем, ближе к концу войны, эсминец использовали меньше, в основном для эскортирования конвоев. Суммарное число пройденных за годы войны миль – около 50 000.

6 марта 1945 года «Грозный» награжден орденом Красного Знамени.

Прошел капитальный ремонт с 27 марта 1948 года по 31 декабря 1954 года. 17 февраля 1956 года выведен из боевого состава ВМФ. 27 декабря 1956 года переклассифицирован в опытовое судно ОС-3. Участвовал в ядерных испытаниях 7 сентября 1957 года. В октябре 1957 года затоплен на мелководье у берегов Новой Земли, где находится по сей день.

Тактико-технические данные «Грозный»

Водоизмещение нормальное, т 1657

Водоизмещение полное, т 2039

Длина наибольшая, м 113,0

Ширина наибольшая, м 10,2

Осадка максимальная, м 3,27

Паротурбинная установка общей мощностью, л. с 50500

Винтов, шт. 2

Скорость хода полная, узлов 39

Скорость хода экономическая, узлов 20

Дальность плавания экономическим ходом, миль 2800

Топливо (нормальный запас), т мазута 350

Топливо (наибольший запас), т мазута 535

Экипаж в мирное время, чел. 197

Артиллерийское вооружение на1941 г.: 4 – 130/50-мм Б-13; 2 – 76/55-мм 34К; 2 – 45-мм 21 К. К 1944 г. эсминцы получили 37-мм автоматы 70К и 12,7-мм пулеметы ДШК, а также различные импортные автоматы калибра 12,7 –20 мм. Торпедное вооружение: 2 трехтрубных 53-см ТА типа 1-Н

Запас торпед, шт. = 12

Мины: принимал на палубу 88 мин обр.5912 г. или 60 мин обр.1926 г., или 56 мин КБ. В 1943 – 1944 гг. установлено по два бомбомета БМБ-1.

1970

2 комментария

Алексей Шишкин.
29.02.2016 09:40
в июле 1957 года я был переведен на службу ОС эсминец Грозный старшим фельдшером в чине старшего лейтенанта, а вскоре вся бригада опытовых клраблей отправилась на Новую землю, где приняла участие в испытании первой атомной торпеды вы
пущенной с подводной лодки из подводного полжения. От полученных повреждений эсминец в числе других кораблей затонул.
Вот такая судьба у нашего предшественника… Спасибо Алексей за информацию…
Загрузка...