ПРОВЕРКА НБИТС-58
Воспоминание об этом эпизоде моей служебной деятельности послужила встреча с автором книги о ракетном крейсере "Грозный" капитаном 1 ранга Васильевым В.М. Он сообщил, что решил выпустить второе издание книги и с удовольствием примет критические замечания и предложения по первому изданию от членов первого экипажа.
Я, конечно, отметил, что в книге мало отражена деятельность личного состава электромеханической боевой части (БЧ —5), который тоже внес немалую долю участия в отработке корабля. Автор со мной согласился и предложил заслуживающие внимания эпизоды, изложить письменно.
Порывшись в своих "архивах" обнаружил подлинник рапортов командиров групп и свой с отчетами о командировке на Северный флот, а также списки специалистов БЧ—5, отобранных нами на бригаде эсминцев с приказами командиров кораблей о допуске этих специалистов к самостоятельному несению вахт.
Вспомнилось, как возвратившись в июне 1961 года с отобранным личным составом из командировки, приступили к изучению новой техники, установленной на данном проекте кораблей и устройства корабля, чередуя занятия по чертежам и посещения корабля.
После вселения экипажа на корабль в начале зимы 1961 года личный состав БЧ—5 уже самостоятельно обслуживал механизмы, обеспечивающих жизнедеятельность экипажа. В дальнейшем, с личным составом сдаточной команды принимал, активное участие в швартовых испытаниях электромеханической установки (ЭМУ). И к моменту ходовых испытаний вахту у механизмов матросы и старшины несли уже самостоятельно под присмотром специалистов сдаточной команды.
Считаю, что первый состав БЧ—5 достойно справился с поставленной задачей, освоил технику, получил навык эксплуатации техники от специалистов сдаточной команды и стал ядром коллектива, делясь своим опытом с молодым пополнением, которое после демобилизации "учителей" отлично выполняли свои обязанности.
В "архиве" был обнаружен и еще один интересный документ. Это составленный собственноручно черновик "Плана отработки НБИТС—58 (Наставление боевого использования технических средств проекта 58) с визами начальника Технического управления СФ капитана 1 ранга Задермана Ю.В. и флагманского инженер-механика эскадры капитана 1 ранга Наделяева В.А.
"Наставление..." разрабатывается для каждого проекта кораблей и является руководящим документом, но прежде чем ввести его в действие, необходима фактическая проверка рекомендаций этого документа. "Грозный" является головным кораблем проекта 58, а поэтому и был назначен объектом проверок.
Разработчиком НБИТС—58 был НИИ ВК (научно- исследовательский институт военного кораблестроения), он же был и организатором проверки. Подготовка и проведение испытаний возлагалось на личный состав корабля.
НИИ ВК был разработан и прислан на корабль перечень оборудования, подлежащего проверке с указанием, что проверяется или нормативы установленные в результате проверки. Вот на основании этого перечня, мною и был составлен "План отработки
НБИТС—58" с визами вышеуказанных начальников и впоследствии утвержденный командиром эскадры и согласованный с НИИ ВК и судостроительным заводом.
План предусматривал проведение проверок на стоянке и при выходе корабля в море. Отдельные пункты плана проводились по методикам НИИ ВК с указанием мер безопасности, а остальные, согласно планов одиночных и частичных учений, составленных офицерами БЧ-5.
Несмотря на то, что весь "План..." уложился на пяти печатных листах формата АЗ и расчетное время испытаний на стоянке корабля составляло 25 часов и на ходу 15, время же на подготовку к испытаниям требовалось значительно больше. Это, в первую очередь, время на отработку личного состава до автоматизма с целью добиться максимально возможных нормативных показателей при выполнении каждой проверки. Это, также, время на подготовку материальной части для безотказной работы ее на время испытаний. И, наконец, время на проработку всех мер безопасности при выполнении той или иной операции. И, в заключение, моральный фактор — быть уверенным, что все изложенное в плане, будет выполнено личным составом.
Для представления сложности предстоящей работы привожу несколько примеров проверок, которые должен был выполнить личный состав БЧ—5:
1.На стоянке корабля проверяется время и последовательность нормального и экстренного приготовления ЭМУ к бою и походу при отсутствии пара на корабле, а также экстренное приготовление ЭМУ от вспомогательного котла и от главного котла.
2.Для выполнения операций этих проверок необходима слаженность действий личного состава БЧ-5, а конечный результат — выход корабля в море по боевой тревоге.
3.При выходе корабля в море проверить ход корабля под тремя, двумя, одним котлами, с определением возможной скорости корабля, состава вспомогательных механизмов, времени переключения трубопроводов.
Ход корабля под одной машиной, вторая взятая на тормоз или вращается в вакуумном или безвакуумном режиме, где определяется скорость корабля, время не - обходимое на разобщение фланцевого соединения валопровода и ввод в действие вспомогательного упорного подшипника.
Необходимость этих операций возможна, как в аварийных случаях, так и в боевой обстановке и чем меньше будет нормативный показатель по времени, тем лучше, и этот показатель должны установить испытания.
В выполнении поставленной задачи большую работу проделали офицеры БЧ—5. Капитан-лейтенанты Малый В.П., Мамыкин В.И., старший лейтенант Дробот В.М. каждое приготовление корабля к бою и походу было использовано для отработки действий подчиненных со — гласно составленным планам одиночных и частных учений, контролируя и записывая нормативные показатели.
Периодически, специалисты эксплуатационного отдела НИИ ВК посещали корабль, интересовались ходом подготовки личного состава к проверке "Наставления..."
Ориентировочно, срок испытаний намечался на октябрь 1964 года.
Руководство по подготовке к испытаниям со стороны флагманского механика сводились к вопросу: "Когда БЧ-5 будет готово к испытаниям?"
Наконец, в начале октября месяца на корабль прибыла комиссия по проверке "Наставления..." это были все знакомые лица не раз посещавшие корабль, специалисты эксплуатационного отдела НИИ ВК. Председатель комиссии капитан 1 ранга Антипов В.В. на первом совещании заслушал мой доклад о подготовке к испытаниям, уточнил отдельные моменты "Плана..." Учитывая, что при отработке пунктов проверок, офицерский состав БЧ—5 фиксировал нормативы, проверки на стоянке корабля были зачтены и результаты занесены в протокол испытаний. Председатель
миссии просил командира корабля уточнить у командования дату выхода корабля в море.
И вот назначенный день настал. Прозвучала команда: "Корабль к бою и походу приготовить". Личный состав
БЧ-5 разбегается по боевым постам и начинается приготовление ЭМУ к походу. Члены комиссии на более ответственных БПБП ведут учет действий личного состава.
Председатель комиссии, в посту энергетики и живучести (ПЭЖ). Приготовление БЧ-5 к походу идет по графику. Произведен заключительный этап приготовления — осуществлено проворачивание главного турбозубчатого агрегата обеих машин. Поступают док — лады с БПБП, докладывают командир дивизиона движения, командиры трюмной и электротехнической групп... и в последнем докладе фраза: "Изоляция обмотки размагничивающего устройства (РУ) носовой части ниже нормы". Нужен прогрев обмотки, а это время и, в конечном результате, срыв запланированного времени выхода корабля.
Предлагаю председателю, время выхода не срывать, а пока идем фарватером обмотка РУ прогреется и изоляция восстановится. Предложение принял в штыки флагманский механик, он был категорически против такого решения и поставил под сомнение вообще готовность БЧ-5 к предстоящим испытаниям. Обстановку разряжает председатель он предлагает за окончательным решением идти к командиру. При докладе поддерживает мое предложение и добавляет: "Механик лучше знает свою материальную часть". Конечно, последняя фраза не прошла мимо ушей флагманского механика.
Все же корабль вышел в море в назначенное время.. Через некоторое время доложили, что изоляция обмотки
РУ пришла в норму. Прибыв в полигон, приступили к испытаниям.
Личный состав БЧ-5 при выполнении тех или иных операций творил чудеса! Слаженность и четкость в работе, отличные нормативные показатели подтверждали, что время, отведенное на подготовку к испытаниям, потрачено не зря. Все пункты "Плана..." были выполнены за время меньше расчетного.
Председатель комиссии опять подколол флагманского механика:
— Витт Александрович, а ведь Вы говорили, что БЧ-5 не готова к испытаниям.
В ответ — молчание.
Корабль вернулся в базу. Стали на рейде.
Для подведения итогов работы комиссия собралась в кают-компании. Итог один, все члены комиссии довольны результатами проверки, повторного выхода корабля в море не требуется. Председатель внес предложение, итоги проверки НБИТС—58 провести через приказ Главнокомандующего ВМФ.
И, как всегда, чтоб испортить картину, в бочку меда добавляют ложку дегтя. В моем случае, несколько десятков килограммов мазута.
Дело в том, что в это время для пополнения корабля топливом к борту пришвартовался танкер. Начался прием мазута.
Прием топлива подходил к концу, но матрос, который должен был перекрыть клапан после наполнения последней цистерны, утомленный дневными событиями, находясь у клапана, заснул. Цистерна заполнилась и мазут через трубу воздушной вентиляции стал поступать на верхнюю палубу по правому борту, да еще в районе парадного трапа. ЧП (чрезвычайное происшествие) заметил главный боцман, который готовил катер для отправки флагманского механика на крейсер, о чем сообщил в ПЭЖ. Клапан перекрыли, а старший лейтенант Дробот В.М.
возглавил команду по уборке мазута, но, по
правому борту уже шел флагманский механик... И
опять посыпались упреки в адрес БЧ-5, где "нет порядка и организации" и т.д., и т.п.
На другой день, когда председатель комиссии Антипов В.В. прибыл на крейсер к адмиралу для доклада о результатах испытаний и согласования проекта приказа ГК ВМФ, флагманский механик настоял, чтобы фамилию командира БЧ-5 из проекта приказа исключили (видимо припомнил все высказанное в свой адрес и не забыл лужу мазута).
Однако, при оформлении приказа, уже в Москве, в перечне поощренных вместо фамилии "Наделяев В.А." значилось "Сапожников Ю.И.".
— Какая же свадьба без жениха — сказал председатель, имея в виду, что в приказе отмечаются умелые, четкие действия личного состава БЧ-5.
В списке поощренных был отмечен и офицерский состав корабля, принимавших участие в испытаниях.
Приказ ГК ВМФ был зачитан на корабле, а как на него отреагировал флагманский механик, истории неизвестно.
Старшинский и рядовой состав БЧ-5 был поощрен командиром корабля.
Необходимо отметить, что при прошествии небольшого времени после описанного события ко мне в каюту зашел флагманский механик и сообщил, что он собирается переводиться в Ленинград, а на свое место рекомендует мою кандидатуру.
Я поблагодарил за предложение и ответил, что прошел военно — медицинскую комиссию и признан негодным к плавсоставу, так что сам буду искать должность на берегу.
Следующая наша встреча произошла уже в Ленинграде через год. Мы встретились и расстались, как хорошие знакомые.
Комментарии